Статья 5116

Название статьи

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ГЕРОЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
(НА МАТЕРИАЛАХ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Авторы

Землянский Константин Александрович, аспирант, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) (Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, 166), Daniloff-show@yandex.ru

Индекс УДК

9:93/94

Аннотация

Актуальность и цели. Современная международная обстановка, изменения, происходящие в отношениях между нашей страной и европейскими государствами, а также США, попытки политической и экономической изоляции России обусловливают необходимость изучения исторического опыта деятельности органов пропаганды и средств массовой информации по формированию общественного сознания населения страны в самые сложные и напряженные периоды истории. Цель работы – проанализировать особенности формирования образа героя органами пропаганды и средствами массовой информации Ростовской области в годы Великой Отечественной войны.
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе использования документов, извлеченных из фондов Государственного архива Ростовской области (ГАРО) и Центра документации новейшей истории Ростовской области (ЦДНИРО), а также материалов периодической печати Ростовской области. Методология и методика данной работы основывается на научном понимании исторического процесса, базирующегося на теории системного подхода в анализе исторической и социальной действительности. При исследовании процессов воздействия и изменения массового сознания применялись различные теории, к примеру, теория «социальных представлений», которая акцентирует внимание на повседневных формах восприятия окружающего мира; теория умонастроения, которая рассматривает особенности мировосприятия у разных групп людей как важнейших элементов менталитета. При изучении источников автор использовал как традиционные, так и специальные методы исторического исследования. Применялись общенаучные, специально-научные и конкретно-проблематичные методы. Также автор руководствовался принципами историзма и объективности для выполнения поставленных задач.
Результаты. Автором статьи проведена работа по изучению деятельности партийно-государственных органов в вопросе формирования образа героя среди населения Ростовской области в 1941–1945 гг. В результате проведенных исследований были выделены основные методы формирования образа врага органами пропаганды и средствами массовой информации Ростовской области.
Выводы. Изучение облика преподавательского состава средних учебных заведений позволяет уяснить содержание негативных и позитивных тенденций политики в сфере пропаганды военного периода. Выявление и систематизация агитационно-пропагандистских приемов влияния на массовое сознание и поведение может иметь практическое значение. Ведь агитация и пропаганда по сей день являются важнейшими методами идеологического воздействия. Новейшие политические технологии (политическая реклама и public relations), несмотря на обилие научных разработок (как правило, западных), адаптированных к российскому электорату, приобретают ранее знакомые черты.

Ключевые слова

Великая Отечественная война, агитация и пропаганда, история народов СССР, Ростовская область, средства массовой информации, массовое сознание

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Сенявская, Е. С. Героические символы: реальность и мифология войны / Е. С. Сенявская // Отечественная история. – 1995. – № 5.
2. О состоянии военной пропаганды среди населения. Докладная записка ГЛАВПУРа РККА в ЦК ВКП (б) // Известия ЦК КПСС. – 1990. – № 5.
3. Красная Звезда. – 1943. – 12 сентября.
4. Баранова, Н. Б. Мифологизация массового сознания в 30-е годы XX века / Н. Б. Баранова. – М., 1997.
5. Молот. – 1943. – 28 ноября.
6. Молот. – 1944. – 7 апреля.
7. Молот. – 1944. – 21 апреля.
8. Ведомости Верховного Совета СССР. – 1942. – 25 ноября.
9. Красная Звезда. – 1942. – 23 декабря.
10. Ведомости Верховного Совета СССР. – 1942. – 30 декабря.
11. Большевик Дона. – 1941. – 7 августа.
12. Центр документации новейшей истории Ростовской области (ЦДНИРО). Ф. 9. Оп. 199. Д. 342. Л. 143.
13. ЦДНИРО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 139. Л. 97.
14. Молот. – 1941. – 11 июля.
15. Большевик. – 1941. – 23 июня.
16. Молот. – 1942. – 15 февраля.

 

Дата создания: 23.05.2016 16:05
Дата обновления: 07.07.2016 13:36